Юзабилити сайта – удобство использования сайта.
Опытный специалист легко может сказать чего не хватает вашему сайту, чтобы он был легок в использовании. А вот заказчик обычно и понятия не имеет о том, будет новый сайт конверсионным, т.е. приносящим доход или будет балластом вашего бизнеса.
Как правило, создание сайта доверяют компаниям специализирующимся на производстве сайтов и знающих все основные требования и “фишки”, которые позволят вашему сайту быть удобным для пользования. Тем не менее очень редко встречаются сайты, которые действительно идеально оптимизированы под пользователя и продавца. Поэтому получая заказ и знакомясь со своим новым сайтом, вы можете для начала самостоятельно проверить, всё ли вам понятно в его устройстве? Посмотрите правильно ли вы догадывались интуитивно какая вкладка куда ведет и что вы там найдете. Затем можно воспользоваться специальными сервисами, которые его проанализируют и сделают оценку.
Как оценить юзабилити сайта?
Оценку выставляют по итогам проверки всех принципов юзабилити: контент, функционал, кроссбраузерность, навигация, дизайн.
Контент. Информация и тексты, которые размещаются на сайте – основная идея. Тексты должны быть максимально понятны и легко читаемы. Если пользователь читая информацию на вашем сайте не понимает о чем идет речь, то скорее всего он покинет сайт раньше, чем вы бы этого хотели.
Функционал. Ошибки, недочеты и лишние элементы будут всегда всплывать. Важно вовремя на них реагировать, замечать и устранять. Чем быстрее вы будете избавляться от ненужных функций и добавлять те, что требует пользователь, тем выше вероятность сохранить клиента.
Кроссбраузерность. Ваш сайт должен отображаться и работать во всех популярных браузерах одинаково хорошо. Проверить можно самостоятельно, открыв сайт во всех браузерах.
Навигация. Позиционирование блоков сайта, т.е. пользователь всегда должен понимать, как зайти на главную страницу, как перейти в корзину, как вернуться на предыдущую страницу и так далее. Вся навигация должна быть заранее продумана от и до.
Дизайн. Важно помнить, что дизайн лишь красивое дополнение к сайту, а не наоборот. Главное, чтобы он был не пестрым и не утомлял пользователя при долгом использовании вашего сайта. Сейчас растет популярность минимализма во всём, в том числе и на сайты.
Методики анализа юзабилити
«Коридорное» тестирование
Для этого нужно использовать независимых от проекта людей, которые получают определенное задание. Это может быть поиск определенной информации или выполнение конкретной задачи. В ходе тестирования за действиями людей следит программа, которая записывает сессию. Эта методика позволяет определить точки растерянности и замедления. Такой анализ юзабилити дает объективную оценку только при привлечении достаточно большого количества респондентов.
А/В тестирование
Этот способ заключается в периодическом изменении разных элементов сайта с фиксацией результатов. Например, можно изменить расположение функциональных блоков, цвет и текст CTA–элементов (Call to action, «призыв к действию»), структуру текста и пр. Методика позволяет понять, какие решения больше нравятся посетителям, что повышает конверсию и качество пользовательских факторов.
Анализ отзывов посетителей
Для реализации этой методики анализа юзабилити сайта необходимо внедрить формы обратной связи, в которых нужно попросить пользователей указать неудобные для них моменты. Нужно подготовиться к тому, что не все мнения будут корректными или объективными, но какие-то подсказки получить можно.
Наблюдение за пользователями
В «Яндекс.Метрике» доступен Вебвизор, который автоматически записывает поведение посетителей сайта. Просматривая ролики с визуализацией действий пользователей, можно увидеть, что их останавливает на пути к совершению конверсионного действия. К примеру, можно понять, что если после добавления товара в корзину человек в разных направлениях водит курсор, то ему просто непонятно, как продолжить оформление покупки.
Экспертная оценка
Это платный анализ usability сайта, но он отличается высокой эффективностью. Такую услугу предоставляют эксперты, которые хорошо разбираются в тонкостях оптимизации интерфейса сайтов, маркетинге и психологии. После анализа они составляют перечень слабых мест, а также дают рекомендации, которые помогут исправить ситуацию.
Поведенческие факторы
Удобство пользователя – это важный параметр, так как он сильно влияет на так называемые «поведенческие факторы». А поведенческие факторы в свою очередь сильно влияют на попадание сайта в топ поисковой выдачи. Чем более удобен и понятен сайт для пользователя, тем больше времени он проводит на нем, тем теплее относятся к сайту поисковые системы. Следовательно больше трафика приходит на сайт и больше прибыли он приносит.
На данный момент в поисковом продвижении все большее значение имеет качество поведенческих факторов. Если говорить просто, то для улучшения этих показателей нужно постараться удержать посетителей на сайте, а также вовлечь их в активное взаимодействие. Но как это сделать? Ответ очень прост, нужен качественный контент, а коммерческим сайтам – еще интересные предложения, но это не все. Очень важно, чтобы посетителю было удобно пользоваться ресурсом.
Качественная работа с юзабилити позволяет получить следующий эффект:
увеличение среднего времени нахождения на сайте,
улучшение конверсии,
увеличение глубины просмотра
Все это в итоге приводит к росту позиций в поисковой выдаче и увеличению клиентской базы.
Как улучшить поведенческие факторы и юзабилити сайта:
· наполнить сайт качественный контентом,
· сделать форматирование текстов более разнообразным и читаемым,
· добавить на сайт различные функциональные элементы для удобства,
· упростить работу пользователя на сайте,
· улучшить дизайн ресурса,
· ускорить работу сайта
Итак, подведем итог. Чтобы создать удобный, функциональный и продающий сайт, нужно находить грамотный подход к каждому этапу создания и продвижения сайта. Очень надеюсь, что данная статья поможет разобраться неопытным пользователям в тонкостях создания оптимизированного сайта